Экспертный центр оценки и обеспечения качества профессионального образования


Председатель Экспертного совета РПС по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, зам. председателя Общественного совета при Рособрнадзоре В.В. Гриб


Заместитель председателя Экспертного совета РПС по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, член Общественного совета при Рособрнадзоре А.А. Панарин


Директор Экспертного центра оценки и обеспечения качества профессионального образования РПС, эксперт Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования С.В. Климин докладывает содержание аккредитационного заключения 


Представители администрации вуза (Брянского государственного университета), приглашенные для дистанционного участия в заседании Экспертного совета РПС по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Экспертный центр оценки и обеспечения качества профессионального образования Российского профессорского собрания осуществляет профессионально-общественную аккредитацию (ПОА)

 

Информационное письмо

Образец заявления от образовательной организации на проведение профессионально-общественной аккредитации

Реестр аккредитованных образовательных программ

Перечень образовательных программ, аккредитуемых Российским профессорским собранием

Список Минобрнауки России. Перечень образовательных программ, аккредитуемых Российским профессорским собранием

Список Минпросвещения России. Перечень образовательных программ, аккредитуемых Российским профессорским собранием

 

1. Полномочность и компетентность ООО «Российское профессорское собрание» в проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями высшего образования (ПОА):

а) в соответствии с положениями части 3. статьи 96. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ООО «Российское профессорское собрание» (РПС):

- реализует полномочия по проведению ПОА на основе документально оформленного сотрудничества РПС с крупнейшими объединениями работодателей (РСПП, ООО «Деловая Россия», ООО МСП «Опора России», Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты»);

- зарегистрирована под номером 9. в «Перечне организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ» (на веб-сайте Минобрнауки России, что является единственным официально установленным в РФ способом размещения государственными органами в открытом доступе данных об организациях, проводящих ПОА) и с 2019-2020 учебного года провела ПОА более 80 основных и дополнительных программ высшего и среднего профессионального образования, в т.ч., в таких вузах, как Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, и др. По реализуемой в настоящее время оптимизированной модели, описанной в этом разделе далее, первыми в сентябре 2021 г. прошли ПОА в РПС 7 основных образовательных программ уровней бакалавриата и магистратуры, реализуемых образовательной организацией «Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова» (перечень направлений подготовки / специальностей, по которым РПС проводит ПОА, приведен в разделе «Перечень образовательных программ, аккредитуемых ООО «Российское профессорское собрание»»);

- имеет соглашение о сотрудничестве с Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования от 25 января 2018 г., направленное на решение задач развития профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ;

б) РПС является (в соответствии со своим Уставом) Общероссийской общественной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории более половины субъектов РФ, объединяющей в своем составе граждан и организации – общественные объединения, относящиеся к наиболее авторитетной части научно-педагогических работников России, действующие в соответствии с фундаментальными академическими ценностями, стандартами научной и академической деятельности;

в) реестр экспертов РПС по проведению ПОА включает более 200 компетентных специалистов, прошедших подготовку по соответствующей образовательной программе и отвечающих требованиям, определенным «Требованиями к экспертам и организации их деятельности при проведении профессионально-общественной аккредитации», установленными в РПС. Для обеспечения качества экспертизы РПС заключены соглашения о сотрудничестве с ФГБУ «Российская академия образования», Роспатент, Международной ассоциацией профессоров и доцентов ЮНЕСКО, Ассоциацией технических университетов, Ассоциацией аграрных университетов, и др. крупнейшими общественными объединениями в области обеспечения качества высшего образования. Для организационно-методического сопровождения ПОА в структуре РПС создан Экспертный центр оценки и обеспечения качества высшего образования (Центр).

 

2. Содержание оценки в рамках модели РПС по проведению ПОА полностью соответствует требованиям к нему, определенным частью 4. статьи 96. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (см. далее раздел «Содержание оценки в рамках ПОА»):  ПОА, проводимая по модели РПС, представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших аккредитуемую образовательную программу в вузе, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля (определенным в сотрудничестве РПС с крупнейшими объединениями работодателей), осуществляемое (в соответствии с «Порядком организации, проведения и использования данных профессионально-общественной аккредитации», установленным РПС, исходя из норм части 6. статьи 96. 273-ФЗ «Об образовании в РФ») на основе экспертизы содержания, результатов и условий данной подготовки в аспекте данных требований.

 

3. Учитывая характеристики полномочности, компетентности РПС и строгого соблюдения законодательства в определении РПС содержания оценки при проведении ПОА, соответствующими федеральными органами государственной власти (Минобрнауки России, Минпросвещения России, Рособрнадзор) в соответствии с положениями федеральных нормативных актов реализуются следующие выгоды (права и преференции), получаемые вузом по итогам ПОА, проводимой РПС:

-  результаты ПОА учитываются при государственной аккредитации образовательной деятельности вуза (в соответствии с частью 8. статьи 96. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);

- результаты ПОА учитываются при проведении конкурса на распределение контрольных цифр приема (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 3.04.2020 № 550 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки …»).

Учитывая данные характеристики, итоги ПОА, проведенной РПС, в реальности начиная с января 2022 г. будут обеспечивать весомое усиление имиджа вуза, имеющего такую ПОА ключевых образовательных программ (за счет опубликования для потенциальных абитуриентов, их родителей, а также для организаций-партнеров вуза информации о положительных отличиях профессиональной подготовки в данной образовательной организации, объективно установленных РПС).

 

4. Направленность оптимизированной модели РПС по проведению ПОА, реализуемой начиная с 2021-2022 учебного года (в соответствии с «Порядком организации, проведения и использования данных профессионально-общественной аккредитации», установленным РПС): содействие повышению качества содержания и реализации профессиональных образовательных программ в вузе на основе использования принципов педагогического аудита при проведении аккредитационной экспертизы, для обеспечения роста удовлетворения потребностей современного рынка труда в высококвалифицированных кадрах.

Услуги, оказываемые вузу в рамках модели РПС по проведению ПОА:

   1) осуществление объективной (за счет использования экспертами валидных оценочных средств, установленных РПС) и комплексной (в соответствии с положениями части 3. статьи 96. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» о направленности содержания оценки при проведении ПОА) экспертизы содержания, результатов и условий подготовки выпускников (обучающихся, освоивших соответствующую профессиональную образовательную программу в вузе) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам;

    2) детальное информирование администрации вуза о данных проведенной экспертизы и основанных на них рекомендациях по совершенствованию содержания и реализации каждой аккредитуемой образовательной программы.

           

5. Основные отличительные особенности методики проведения ПОА по оптимизированной модели РПС, выигрышные для вузов, получающих ПОА реализуемых образовательных программ в РПС:

- согласованность содержания оценки с актуальными запросами крупнейших объединений работодателей в отношении ключевых для их видов деятельности в современных условиях характеристик качества профессиональной подготовки специалистов;

- направленность системы критериев оценки на обеспечение повышения эффективности управления работой ППС и подразделений вуза со стороны его администрации;

- объективность проводимых экспертиз (на основе дополнения оценки, проводимой с помощью валидных анкетных методик, обеспечивающих экспериментально доказанную независимость результатов оценки от мнений частных лиц, данными экспертов, компетентно отслеживающих неформализуемые характеристики);

- обеспечение достоверности детальных данных оценки при минимизации затрат времени и сил на проведение оценки на основе:
   1) компетентного утверждения РПС методик оценки;
   2) привлечения компетентных специалистов, включенных в реестр экспертов РПС по проведению ПОА;

- дружественность процедуры по отношению к вузу на основе поэтапности проведения экспертизы содержания и реализации аккредитуемых образовательных программ (включая элементы образовательного аудита для содействия устранению вузом выявленных недочетов до завершения экспертизы, в течение согласуемого с вузом периода времени) для эффективного использования данных оценки в совершенствовании содержания и/или реализации соответствующих программ;

- сбор, обработка и анализ данных проводимых экспертиз осуществляются максимально оперативно, по четкому алгоритму и преимущественно дистанционно.

 

6. Содержание оценки в рамках ПОА (утверждено РПС)

(на примере образовательных программ уровня бакалавриата)

1. Показатель «Соответствие качества результатов подготовки профессиональным стандартам (в части, обеспечиваемой аккредитуемой образовательной программой)»

группы критериев оценки для проведения ПОА:

1.1. Учет требований профессионального стандарта в содержании аккредитуемой образовательной программы.

1.2. Удовлетворенность работодателей уровнем теоретической подготовки специалистов-выпускников образовательной организации по аккредитуемой образовательной программе (за последние 3 года).

1.3. Удовлетворенность работодателей уровнем практической подготовки специалистов-выпускников образовательной организации по аккредитуемой образовательной программе (за последние 3 года).

1.4. Удовлетворенность работодателей выполнением специалистами-выпускниками трудовых функций в соответствии с требованиями профессионального стандарта (за последние 3 года).

2. Показатель «Соответствие качества результатов подготовки требованиям рынка труда к специалистам (с учетом показателей, согласованных с крупнейшими объединениями работодателей, и с учетом положений квалификационных характеристик / квалификационных требований)»

группы критериев оценки для проведения ПОА:

2.1. Готовность студентов-выпускников к профессиональной деятельности (за последние 3 года).

2.2. Структура, динамика и информационное обеспечение трудоустройства специалистов-выпускников (за последний год, с учетом предыдущего).

2.3. Удовлетворенность специалиста-выпускника профессиональной подготовкой в образовательной организации и своим профессиональным статусом (за последний год).

2.4. Сформированность профессионально-значимых личностно-деловых качеств специалистов-выпускников в соответствии с требованиями к их квалификации (по данным за последние 3 года).

3. Показатель «Уровень подготовки выпускников, определяемый институциональным статусом образовательной программы (характеризуемым содержанием и особенностями программы, учитывающими требования рынка труда к специалистам)»

группы критериев оценки для проведения ПОА:

3.1. Учет потребностей рынка труда при построении аккредитуемой образовательной программы.

3.2. Динамика приема на целевое обучение и эффективности осуществления данного обучения (в рамках контрольных цифр приема на обучение обучающихся-потенциальных выпускников за счет средств юридического лица) (за последние 3 года).

3.3. Динамика приема на обучение и эффективности осуществления обучения абитуриентов-потенциальных выпускников из иных субъектов РФ и стран зарубежья (за последние 3 года).

3.4. Общая динамика структуры и эффективности приема на обучение (в рамках контрольных цифр приема на обучение обучающихся-потенциальных выпускников за счет бюджетных ассигнований и за счет средств физических / юридических лиц) (за последние 3 года).

3.5. Динамика контингента обучающихся-потенциальных выпускников (за последние 3 года).

3.6. Обеспечение социальной активности обучающихся-потенциальных выпускников в рамках реализуемой образовательной программы (за последние 3 года).

3.7. Обеспечение творческой активности обучающихся-потенциальных выпускников в рамках реализуемой образовательной программы (за последние 3 года).

3.8. Доля преподавателей-практиков, привлеченных к реализации образовательной программы для обеспечения практико-ориентированности освоения данной программы обучающимися-потенциальными выпускниками (за последние 3 года).

3.9. Система управления развитием учебно-воспитательного процесса в рамках аккредитуемой образовательной программы для обеспечения гарантий сохранения и повышения ее качества.

3.10. Обеспечение вузом участия представителей работодателей в формировании содержания образовательной программы и в совершенствовании освоения выпускниками аккредитуемой образовательной программы.

3.11. Эффективность работы Ассоциации выпускников.

3.12. Ресурсная (финансовая, материально-техническая и информационно-методическая) обеспеченность подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе.

3.13. Кадровая обеспеченность подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе.

3.14. Обеспеченность подготовки выпускников по данной образовательной программе организационными структурами образовательной организации, соответствующими направлению подготовки / специальности.

3.15. Использование в вузе оценочных процедур для обеспечения качества подготовки выпускников по аккредитуемой образовательной программе (данные за последние 3 года).

3.16. Наличие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, рейтингового статуса образовательной программы в российских и зарубежных рейтинговых агентствах (за последние 3 года).

3.18. Наличие и востребованность реализуемых образовательной организацией дополнительных образовательных программ в рамках аккредитуемой образовательной программы (за последние 3 года).

 

7. Процедура (оптимизированная методика) организации и проведения ПОА (утверждена РПС)

Основанием для начала процедуры ПОА является заявление от вуза на проведение ПОА по одной или нескольким профессиональным образовательным программам (по форме, установленной РПС – см. Приложение), поступившее в РПС, заключенный на основе данного заявления договор между РПС и вузом (в соответствии с типовой формой договора, установленной РПС) и произведенная вузом в соответствии с данным договором предоплата на расчетный счет РПС. При этом обязательным условием для профессионально-общественной аккредитации, проводимой РПС, является наличие у образовательной организации, претендующей на профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных программ высшего образования, лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования.

1. Подготовительный этап - организация проведения экспертизы заявленных на ПОА профессиональных образовательных программ (осуществляется Центром, с участием Совета научных руководителей направлений общественно-профессиональных экспертиз, Экспертного совета, с отбором экспертов из числа экспертов, входящих в реестр РПС, а также с получением установленной РПС программно-методической документации от вуза, для чего Центром осуществляется консультирование представителей Заказчика по подготовке к процедуре ПОА (включая вопросы подготовки в образовательной организации Заказчика комплекта ее рабочей программно-методической документации в соответствии с установленным Исполнителем перечнем документов для проведения их анализа экспертами, организации данного анализа, анкетирования представителей работодателей и выпускников).

2. Основной этап - проведение экспертизы качества и уровня заявленных вузом на ПОА профессиональных образовательных программ (осуществляется группой экспертов, с помощью установленных РПС методик, при координации со стороны Центра, включая анкетирование выборок представителей работодателей, выпускников и анализ программно-методической документации вуза, с фиксацией результатов анализа в анкете единой формы, а также проводимую Центром совместно с организатором работ со стороны вуза верификацию отдельных данных экспертизы).

3. Заключительный этап - сбор, обработка, анализ и использование результатов проведения ПОА (включая: подготовку проекта аккредитационного заключения, рекомендаций по совершенствованию содержания и реализации аккредитуемых образовательных программ; заседание принимающего решение об аккредитации Экспертного совета РПС, проводимое с приглашением полномочных представителей вуза в очной и / или дистанционной форме; выдача вузу свидетельства установленной РПС формы, с приложением об аккредитованных программах; размещение информации в сети Интернет, занесение данных в реестр РПС об аккредитованных программах, и направление их федеральным органам государственной власти в сфере управления образованием и крупнейшим профильным объединениям работодателей, а также выдача вузу рекомендаций по совершенствованию содержания и реализации аккредитуемых образовательных программ).

 

8. Стоимость услуги по проведению ПОА: Информация о стоимости высылается дополнительно по запросу вуза.

 

* перечень аккредитованных программ, реализуемых вузом, приводится в приложении к свидетельству

 
Контакты: 

По вопросам стоимости и заключения договора просим обращаться к руководителю Экспертного центра оценки и обеспечения качества профессионального образования РПС
Климину Станиславу Валерьевичу по электронному адресу: attest@mail.ru 

 По иным вопросам просим обращаться в Экспертный центр оценки и обеспечения качества профессионального образования РПС по электронной адресу: poa@profsobranie.ru