Журнал Рекреация и туризм №3 2022

Управление потребительским опытом в устойчивом туризме

Королева Оксана Владиславовна

Аннотация: Предоставление возможностей для приобретения посетителями желаемого опыта является одной из основных задач индустрии устойчивого туризма. Опыт туриста обусловлен сложными социально-экологическими условиями и создается совместно как менеджерами территорий, так и их посетителями. В этой статье мы даем рекомендации по управлению опытом посетителей с использованием научно обоснованных подходов к продвижению и содержанию устойчивой туристской деятельности. В работе раскрываются основные концепции, которые легли в основу данной темы, включая опыт устойчивого туризма и опыт трансформации туриста. Предпринята попытка определить роль устойчивого туризма в улучшении качества потребительского опыта, основанного на целях и ожиданиях туристов. Сформулированы некоторые предложения по улучшению управления опытом посетителей и их впечатлениями с учетом меняющихся установок и логики поведения потребителя в условиях сложного и неопределенного будущего

Ключевые слова: устойчивый туризм, потребительский опыт в туризме, управление потребительским опытом туриста, туризм трансформации, туристское поведение.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-4-15


Пути развития геотуризма на территории новых субъектов РФ

Голубчиков Юрий Николаевич, Кружалин Виктор Иванович

Аннотация: Целью статьи является разработка конкретных предложений по выявлению значения геотуризма, георазнообразия и геонаследия для Юго-Западной России. Как ресурс объектов геотуризма и георазнообразия выдвигаются заброшенные подземные шахты и горные выработки. Обосновывается экскурсия «Окна в подземный мир». Предлагается создание геопарка на Донбассе. Обращается внимание на мегалиты Донбасса. Анализируются различные подходы к геотуризму. Геотуризм и экотуризм рассматриваются как части научного туризма. Постулируется формирование народной науки в рамках научного туризма. От любительски занимающихся наукой людей можно ожидать верификации научного знания и новых прорывов в науке.

Ключевые слова: Донбасс, геотуризм, геопарки, народная наука, научный туризм.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-16-22


Три эпохи развития управления туризмом в России

Алексушин Глеб Владимирович

Аннотация: Цель данной публикации — анализ развития управления туризмом в истории России как страны в рамках эпох 3-х разных государств: Российской империи, РСФСР/СССР и современной Российской Федерации. В ходе данного анализа выявлены ключевые принципы и технологии управления туризмом, применяемые с опорой на социально-экономические системы разных обществ в истории нашей страны. Сформулированы рекомендации использования сейчас как властями, так и коммерческими и общественными организациями наработанных в разные прошлые эпохи принципов и технологий.

Ключевые слова: Российская империя, РСФСР, СССР, Российская Федерация, туризм.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-23-27


Медицинский туризм: угрозы и возможности

Удотова Ольга Анатольевна, Кобелева Инна Викторовна

Аннотация: Проанализированы условия развития медицинского туризма в России на современном этапе. Проведена оценка существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей данное направление туристической отрасли. На основе анализа условий принятых государственных программ, статистических данных, обзора экспертных оценок по исследуемой проблеме с помощью методов STEP- и SWOT-анализа определены условия развития медицинского туризма. Представлена характеристика внешней и внутренней среды реализации услуг медицинского туризма, слабые и сильные отрасли, возможности и угрозы, выявлены направления использования существующих возможностей и предотвращения угроз.

Ключевые слова: здоровьесбережение, медицинский туризм, возможности, угрозы, сильные стороны, слабые стороны.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-28-37


Оценка уровня туристcко-рекреационного развития регионов Большого Золотого Кольца

Кружалин Виктор Иванович, Шабалина Наталья Владимировна, Кружалин Кирилл Викторович, Никанорова Александра Дмитриевна, Аигина Екатерина Вячеславовна, Кудакаев Александр Янович, Новичкова Елена Сергеевна

Аннотация: Статья посвящена оценке и анализу развития туризма в регионах нового проекта — Большое Золотое кольцо России. Описана краткая история становления одного из популярных туристских маршрутов нашей страны. Отдельно были рассмотрены факторы, оказывающие влияние на туристскую сферу регионов Большого Золотого кольца. Составлен индекс развития туристской деятельности для оценки ее уровня развития и вклада в экономику областей. Исследование основано на анализе количественных статистических данных и использовании методов агрегирования для получения интегрального показателя. В ходе исследования были выделены четыре группы регионов по уровню развития в них туризма.

Ключевые слова: туризм, факторы развития туризма, Большое Золотое кольцо России, социально-экономическое развитие, индекс развития туризма.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-38-47


Развивающееся гастрономическое направление спешелти-кофе: как выбор страны определяет вкус напитка

Еремичева Полина Юрьевна

Аннотация: Цель статьи — рассмотреть суть концепта «спешелти» кофе, ценность данной категории для потребителя, а также каким образом востребованность зерна и вкус напитка зависит от страны и влияет на выбор потребителя по дескрипторам. Кроме того, в работе раскрываются особенности соотношения возможностей стран-производителей и спроса на зерно на базе статистических данных, а также склонность потребителя к конкретным вкусовым особенностям в зависимости от части света и конкретных данных по импорту и экспорту. Метод исследования — комплексный подход к формированию целостного представления о культуре спешелти кофе, а также о вкусовых параметрах продукта в зависимости от географического расположения производственного центра, особенностей производственных процессов, климатических условий и способов поддержания природного влияния на кофейный плод. Результаты исследования — формирование понимания концепции и стимулирование позитивного отношения к осознанному потреблению. Заключение — суммирование полезных фактов о кофейном продукте высокой категории и выявление особо значимых направляющих факторов.

Ключевые слова: гастрономический туризм, кофе, кофейный продукт, спешелти кофе, дескрипторы.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-15-3-48-55