Журнал Рекреация и туризм №4 2022

Редакторская аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства

Романова Галина Максимовна, Карпова Галина Алексеевна, Гриненко Светлана Викторовна

Аннотация: Аналитика публикаций в сфере туризма и гостеприимства направлена на анализ существующего в современных условиях проблемного поля, оценку реагирования научных исследований и публикаций на сигналы и вызовы внешней среды. Представленные результаты позволят как выбрать актуальное направление исследований, так и осуществить грамотный анализ существующих публикаций для использований опыта коллег при разработке эффективных решений.

Ключевые слова: сфера туризма и гостеприимства, туризм, гостеприимство, новая реальность, кризис, санкции, развитие.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-4-14


Проектный подход к развитию межрегионального сотрудничества при подготовке и повышении квалификации специалистов индустрии туризма

Белозерова Юлия Михайловна

Аннотация: Развитие российской экономики характеризуется высоким уровнем дифференциации на социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации, один из инструментов преодоления которой межрегиональное взаимодействие. В статье проанализировано понятие межрегионального взаимодействия, приведено авторское определение данной дефиниции, основанное на взаимном влиянии регионов, хозяйственных связей и отношений, обмене ресурсами, неформальной интеграции, создании целостности, формировании единого пространства, равенстве интересов регионов и согласованности действий. Автор приводит выводы из личного опыта руководства и участия в межрегиональных образовательных проектах. Приводит инновационную методику, позволяющую наладить обмен опытом высоко квалифицированных специалистов индустрии туризма.

Ключевые слова: межрегиональное сотрудничество, проектный подход, повышение квалификации специалистов индустрии туризма..
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-15-20


Стратегическое управление событиями для маркетинга дестинаций

Волошинова Марина Владимировна, Кучумов Артур Викторович

Аннотация: В данной статье освещены проблемы в управлении событиями с уклоном на небольшие события. Рассмотрены управленческие подходы к вовлечению и взаимодействию заинтересованных сторон, формирование стратегии планирования развития дестинации. Исследована роль и характер спонсорства, связанного с повышением ценности небольших мероприятий, а также разработка модели управления маркетингом для маркетинга территорий.

Ключевые слова: стратегический событийный менеджмент; мероприятия; событийный туризм; маркетинговые коммуникации; планирование развития дестинации.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-21-28


Развитие гостиничной индустрии как фактор формирования современной экосистемы туризма территории

Сердюкова Надежда, Дарбинян Товмас, Абоимова Дарья

Аннотация: В настоящем исследовании авторы анализируют роль и место гостиничной индустрии в формировании экосистемы туризма территории. Отмечено, что туристская индустрия России быстро восстанавливается после ковидных ограничений на основе системных мер господдержки. Приведен обзор литературы по экосистемному подходу в сфере туризма, подходы сгруппированы на организационно-экономический, технологический и отраслевой. Рассматриваются возможности и риски развития внутреннего туризма с учетом масштабной геополитической трансформации и изменения направлений турпотоков. На основании анализа итогов летнего сезона 2022 в сопоставлении с результатами опроса потребителей, проведенного в апреле 2022 года, делаются выводы о значительном влиянии политических факторов на направления поездок туристов в 2022 году в пользу внутренних дестинаций, динамичном развитии новых направлений туризма в России на основе роста спроса на внутренний турпродукт и мер господдержки, в том числе акции «Туристический кешбэк» и «Детский кешбэк». Гипотезу исследования о роли гостиничной индустрии как ключевого фактора развития экосистемы туризма территории авторы подтверждают анализом результатов реализации Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2021-2022 году, результатами анализа отечественных и зарубежных научных трудов, и собственных исследований. Сделан ряд выводов и прогноз относительно направлений развития гостиничной индустрии в России.

Ключевые слова: Гостиничная индустрия, экосистема туризма, туристская индустрия, экосистема гостеприимства..
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-29-40


Организация событийного туризма в границах национальных парков Российской Федерации

Гриненко Светлана Викторовна

Аннотация: Исследование представляет проблему организации событийного туризма на территориях национальных парков. Традиционно, туризм, развиваемый на территории национального парка — экологический, что связано со спецификой деятельности ООПТ. Но в то же время ряд национальных парков проводит на своей территории мероприятия, которые также имеют черты экологических, но при этом, безусловно, относятся к событийному туризму. В статье систематизированы такие мероприятия с целью выявления ниш для дальнейшего развития событийных мероприятий в пределах национальных парков с учетом их специфики.

Ключевые слова: событийный туризм, особо охраняемая природная территория, национальный парк.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-41-50


Туриндустрия в системе стратегического планирования Краснодарского края: проблемы и перспективы развития

Онищенко Елена Васильевна

Аннотация: На основе исследований отечественных учёных и практиков выделены проблемы стратегического планирования на уровне страны и регионов. Проведён сравнительный анализ сопряжённости индикаторов устойчивого развития туризма в стратегических документах РФ и Краснодарского края, свидетельствующий об отсутствии их однородности и синхронизации. Статистический анализ динамики развития туриндустрии Краснодарского края в 2017-2021 гг., в том числе показателей, характеризующих эффективность использования её материально-технической базы, показал наличие значительного потенциала роста роли туризма в социально-экономическом развитии региона. С помощью метода экспертных оценок обозначены системные проблемы, продолжающиеся сохраняться в процессе реализации документов стратегического планирования. Сделан вывод о необходимости фундаментальной проработки понятийной, законодательной, институциональной, организационной составляющих туристской сферы.

Ключевые слова: туризм, экономика туризма, туриндустрия, стратегическое планирование, региональный туристский продукт, устойчивое развитие, Краснодарский край.
DOI: 10.18572/2686-858X-2022-16-4-51-56